Понедельник, 06.05.2024, 05:53

Диар Мастер

Мы работаем -

Вы отдыхаете!

Главная | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Инвестиции

Инвестиционное проектирование: теория и практика
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В настоящее время в России очень мало предприятий, располагающих достаточным объемом денежных средств, которые они могли бы инвестировать в собственное производство. Получить такие средства можно путем привлечения капиталовложений потенциальных инвесторов под определенные инвестиционные проекты. Принятие решения об инвестировании проекта обусловлено целями, поставленными предприятием. Такими целями могут быть: производство новой продукции или нового вида услуг, увеличение объема продаж, достижение запланированного объема прибыли, увеличение доли контролируемого предприятием рынка, поддержание уже достигнутого положения на рынке, увеличение производительности труда.

Зачем нужно инвестиционное проектирование

Инвестиционное проектирование призвано, главным образом, дать ответ на вопрос: "Насколько интересна инвестиционная привлекательность разрабатываемого проекта в условиях складывающейся рыночной ситуации?"
Инвестиционное проектирование - комплексная услуга по обоснованию целесообразности инвестиций в бизнес-идею. Она охватывает весь комплекс работ по планированию деятельности.
Проектируя свою деятельность, предприятие или организация могут:
- рассмотреть все возможные варианты развития бизнеса;
- учесть все сопутствующие риски и выбрать эффективные меры защиты;
- точно спланировать необходимые инвестиционные потребности и распределить их во времени;
- оптимизировать модель будущего бизнеса;
- многое другое, что слишком затратно осуществлять на практике в качестве эксперимента.
Если рассматривать инвестиционное проектирование как услугу, оказываемую клиентам специализированными организациями (компаниями, инвестиционными банками), то круг потребителей таких услуг включает:
- авторов или разработчиков продуктов (бизнес-идей), планирующих вывести их на рынок, сделать основой собственного бизнеса;
- представителей интересов молодых, активно развивающихся предприятий со значительными рыночными перспективами, но с дефицитом инвестиционных ресурсов;
- инициаторов модернизации или расширения производства с выходом на новые рынки или выпуском нового продукта;
- инвесторов, желающих принять взвешенное и рациональное решение при выборе инвестиционного проекта.
Любой инвестиционный проект состоит из нескольких этапов. Каждый из этих этапов необходим для определенных целей: принятия окончательного решения инициаторами проекта, для привлечения инвесторов, для эффективной реализации проекта. Можно классифицировать такие этапы следующим образом:
1. Аналитический отчет по инвестиционным возможностям компании. На данном этапе анализируются все возможные потенциальные инвестиционные проекты, "доступные" предприятию-заказчику. Проводится оценка каждого из таких проектов с описанием проблемных областей и выработкой рекомендаций по направлениям дальнейшего "углубленного" изучения и выделяются приоритетные инвестиционные проекты.
2. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта/проектов:
- комплекс обязательных мероприятий, продолжительность и последовательность их реализации;
- результаты моделирования проекта, содержащие количественные и качественные оценки;
- анализ чувствительности результатов моделирования к изменениям внешних факторов;
- анализ рисков;
- рекомендации по реализации проекта.
3. Инвестиционное предложение.
На этом этапе формируется короткое (но емкое) описание инвестиционного проекта в плане идеи проекта, его содержания и его предполагаемых результатов. Инвестиционное предложение предназначено для первичного ознакомления с проектом широкого круга потенциальных инвесторов с целью подготовки дальнейших переговоров о финансировании проекта.
4. Разработка бизнес-плана. Бизнес-план необходим для детального ознакомления с проектом узкого круга инвесторов. Бизнес-план по своей сути является своего рода "развернутым ТЭО" и служит доказательством инвестиционной привлекательности данного проекта для потенциальных инвесторов.
5. Разработка инвестиционной программы.
Данный комплекс услуг предназначен для крупных компаний, которые одновременно реализуют несколько инвестиционных проектов. На основе ТЭО каждого из этих проектов создается "табель" проектов по их значимости и определяются взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Инвестиционная программа предназначена для создания оптимального (с точки зрения ресурсов, времени и финансов) инвестиционного портфеля компании.

Теория инвестиционного проектирования

Инвестиционное проектирование - это разработка комплексной стратегии финансирования бизнес-подразделения или предприятия в целом.
Основой инвестиционного проектирования является детальный анализ рынка, прогноза производства и сбыта, а также структуры капитала. Поэтому инвестиционный проект должен решать следующие вопросы:
- формирование (или анализ существующего) спроса и определение потенциальной емкости рынка сбыта;
- выявление ключевых факторов, лежащих в основе успеха будущего проекта и определяющих основную идею проекта;
- детальное описание продукта с точки зрения удовлетворения потребностей.
После предварительного расчета проектных показателей определяются потребности в финансировании. При этом определяется объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный момент времени.
На основании полученных данных разрабатывается стратегия финансирования предприятия - привлечение акционерного или заемного капитала. На основании детального финансового анализа рассчитываются финансовые показатели, финансовые коэффициенты и оценивается финансовая устойчивость проекта.
Детальный финансовый план и бюджет представляют собой количественное выражение маркетинговых и производственных планов и отражают степень их сбалансированности. Таким образом, в результате финансового анализа определяются:
- цель проекта;
- размер кредита (инвестиции);
- предполагаемые сроки погашения кредита (окупаемости капитала);
- размер и структура собственных средств;
- потенциальные инвесторы.

Понятие, объекты и формы инвестиций

Инвестиции (лат. investire - облачать, одевать, вкладывать) - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции - это то, что "откладывается" на завтра, чтобы больше употребить в будущем. Одна их часть представляет собой потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас; другая - ресурсы, направляемые на расширение или поддержание на необходимом уровне производственной мощности, например вложения в сооружения, машины, оборудование и т.д.
По экономическому содержанию инвестиции - это расходы на создание, реконструкцию или техническое перевооружение основного и оборотного капитала; по финансовому - вложения средств в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты, в использование иных инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора.
Инвестировать - финансировать долгосрочные вложения, поместить капитал в какое-либо предприятие, дело, а также в ценные бумаги.
Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридических или физических лиц, государства (его административно-территориальной единицы) по вложениям инвестиций в производство продукции (работ, услуг), иному использованию для получения прибыли (дохода), достижения иного полезного результата.
Инвестиционная деятельность может осуществляться в форме создания юридического лица либо приобретения имущества и имущественных прав (доли в уставном капитале юридического лица, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий, оборудования, других основных фондов).
Объекты инвестиций - движимое и недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность и др.
Инвестиционный проект - это комплексный план мероприятий, направленных на обоснование эффективности вложения средств в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды предпринимательской деятельности с целью сохранения и увеличения капитала, получения выгоды.
Инвестирование - это процесс аккумуляции государством, юридическими и физическими лицами ресурсов в стоимостной и натуральной формах для их последующего использования в различных сферах деятельности.
Экономическая теория и практика различают:
- инвестиции в средства производства - реальные или капиталообразующие;
- инвестиции в ценные бумаги - портфельные (финансовые).
Каждые из них могут быть государственными или частными, иностранными или совместными.
Реальные инвестиции - это вложения средств в основной капитал на приобретение земельных участков и объектов природопользования, в нематериальные активы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на пополнение запасов материальных оборотных средств и некоторые другие.
Основное место в структуре реальных инвестиций занимают капитальные вложения, которые включают затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство. В состав инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструментов и инвентаря, прочие капитальные работы.
Реальными являются и расходы на приобретение движимого и недвижимого имущества.
Портфельные (финансовые) инвестиции - это вложения средств в акции, облигации и иные ценные бумаги, выпущенные частными и корпоративными компаниями, государством.
Совокупность различных ценных бумаг, принадлежащих инвестору, и образует их портфель, формирование которого имеет целью обеспечить оптимальное сочетание выгодности (доходности), надежности и ликвидности ценных бумаг.
Такие инвестиции могут носить двойственный характер: с одной стороны, инвестор может приобретать ценные бумаги только с целью получения от них дохода в будущем, а с другой - он как владелец портфеля ценных бумаг может оказывать существенное влияние на характер развития экономики, ее реального сектора.
Вложения средств в объекты долгосрочного пользования, которые не принимают материально-вещественной формы, но имеют стоимостную оценку, участвуют в хозяйственной деятельности предприятия и приносят доход, составляют сущность инвестиций в нематериальные активы.
Инвестиции в развитие отраслей экономики, их субъектов, осуществляемые за счет средств бюджета и других государственных источников, называют государственными, а за счет собственных средств организации, предпринимателя или физического лица, получаемых ими кредитов - частными.
Долгосрочные вложения государственного или частного капитала за пределами своей страны называют иностранными инвестициями. Это одна из форм экспорта капитала. Они могут быть прямыми - вложение в производство материальных и иных ценностей, создание филиалов и отделений иностранных компаний, совместных предприятий или в приобретение действующих - и портфельными - в приобретение акций и других ценных бумаг.
Предприятиями (организациями) с иностранными инвестициями являются фирмы (компании), в уставном фонде которых частично или целиком используется иностранный капитал. При его частичном использовании они считаются совместными, при полном - иностранными.
В практике планирования и учета долгосрочные инвестиции могут группироваться по следующим признакам:
- по уровню централизации источников финансирования: централизованные (средства государственного бюджета) и децентрализованные (собственные средства предприятия, заемные и привлеченные финансовые ресурсы);
- по технической структуре (составу работ и затрат): на строительные и монтажные работы, приобретение всех видов оборудования, инструмента и инвентаря, прочие капитальные работы и затраты;
- по характеру воспроизводства основных фондов: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение;
- по способу выполнения работ: подрядным и хозяйственным способом;
- по назначению: производственного и непроизводственного назначения.
Инвестором называют лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты, финансовые или реальные активы. Инвестором может быть юридическое или физическое лицо, государство или его административно-территориальная единица (в лице их уполномоченных).
Наряду с инвестором одним из главных участников проекта является будущий владелец или пользователь объекта инвестирования, то есть заказчик. Это физическое или юридическое лицо, принявшее на себя функцию организатора и менеджера по строительству (созданию) объекта, начиная от доработки и выдачи проектного задания и заканчивая приемкой объекта в эксплуатацию или выходов его на проектную мощность.
Заказчик определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает его финансирование, заключает контракты с различными исполнителями, организует взаимодействие между ними, несет ответственность за проект в целом. Заказчиком может быть одно или несколько юридических и физических лиц, объединяющих свои усилия и ресурсы с целью осуществления проекта и получения выгоды.
Инвестиционный фонд - акционерное общество открытого типа, деятельность которого заключается:
- в привлечении средств за счет эмиссии акций;
- в инвестировании этих средств в банковские вклады, ценные бумаги государства и других эмитентов.

Особенности российских инвестиционных проектов

Особенностью российской экономики в настоящее время является большое количество производственных предприятий, нуждающихся в модернизации и реконструкции. По мнению некоторых экспертов, на замену активной части основного капитала с учетом одного только физического износа (то есть без учета морального) требуется около 350 млрд долл. При этом значительные средства нужно затратить на оценку состояния существующих производственных мощностей.
Все инвестиционные проекты, осуществляемые в России, можно разделить на три группы:
- вложение средств в новое предприятие;
- модернизация действующего предприятия;
- вложение средств в оборотный капитал (на текущие нужды).

Инвесторы

Всех инвесторов, действующих и потенциальных, можно разделить на внутренних и внешних.
Внутри страны финансированием инвестиционных проектов занимаются в основном инвестиционные компании, инвестиционные банки и крупные инвестиционные фонды (в России их пока мало).
Большинство российских проектов требует таких объемов капиталовложений, которые могут предоставить лишь иностранные инвесторы. Привлечение инвестиций из-за рубежа тем более выгодно, что они, как правило, оказываются дешевле, чем ресурсы внутренних российских инвесторов.
Однако на пути иностранного капитала в Россию встает множество препятствий. Одним из них является проблема репатриации прибыли. Множество барьеров существует в области налогов (например, еще не полностью решена проблема двойного налогообложения), таможенных платежей и административного регулирования. Кроме того, не хватает льгот для иностранных инвесторов.
Поэтому доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений в настоящее время весьма незначительна.

Посредники

Кроме инвестора и объекта инвестирования в процессе вложения капитала участвует третья сторона - организации-посредники. Услуги, предоставляемые фирмами-посредниками, можно разделить на три группы по степени сложности, а соответственно, трудоемкости и стоимости.
Во-первых, это информационное обслуживание.
Во-вторых, составление бизнес-плана. Стоимость такой услуги будет зависеть от трудоемкости конкретного бизнес-плана, его объема и сопряженных с ним сложностей. Так, стоимость работ по составлению бизнес-плана на иностранном языке будет существенно выше, чем на русском.
В-третьих, компания-посредник может стать финансовым агентом инвестора и/или объекта инвестирования по инвестиционному проекту. При этом к вышеперечисленным услугам добавляются услуги по проведению денежных расчетов между инвестором и объектом инвестирования. В некоторых случаях финансовый агент участвует в управлении инвестиционным проектом.
Квалифицированные посредники, как правило, имеют базы данных по инвесторам и инвестиционным проектам.
Стоимость услуг западных посреднических фирм обычно выше, чем российских. Поэтому для многих отечественных инвесторов и потребителей инвестиций предпочтительнее оказывается перспектива работы с внутренними квалифицированными посредниками. Качество предоставляемых ими услуг сравнимо с западными, тогда как стоимость услуг гораздо ниже. Более того, зарубежные посредники зачастую менее гибки и сведущи в решении специфических для России проблем.
При принятии решения об обращении в ту или иную посредническую фирму важным показателем для клиентов являются успешно осуществленные инвестиционные проекты, так как у опытного и успешного посредника имеются устоявшиеся связи и выработана стратегия сотрудничества с инвесторами и инвестиционными объектами.

Бизнес-планирование

Одним из определяющих критериев для инвестора при выборе инвестиционных проектов является качественно и подробно составленный бизнес-план.
Бизнес-план - это финансовый документ, планирующий предпринимательскую деятельность в определенном периоде и устанавливающий показатели, которые необходимо достичь за этот период.
В основе бизнес-плана лежит ТЭО (о котором речь пойдет ниже), которое является его технологической платформой. По сравнению с ТЭО в бизнес-плане значительно более подробно освещены вопросы продвижения продукции, ценовой политики, конкурентной политики, что должно обеспечить рыночный успех продукту. Рассматривается эффективность проекта для всех заинтересованных сторон. Особое внимание уделяется рискам, которым подвержен проект, мероприятиям по их снижению, а также гарантиям возврата вложенных средств инвесторам. Правильно разработанный бизнес-план может:
- убедительно продемонстрировать реальные возможности объекта планирования;
- дать развернутое обоснование проекта, а также возможность всесторонне оценить эффективность будущего бизнеса, условия конкуренции;
- ответить на вопрос, стоит ли инвестировать деньги в данное предприятие;
- позволить оценить качество проработки идей проекта, спрогнозировать и оценить возможные риски.
Хороший бизнес-план - это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые должен решить объект инвестирования, а также способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потенциальных покупателях товаров и услуг.
Структура бизнес-плана будет зависеть от специфики инвестиционного проекта.
В случае реконструкции и модернизации уже существующего производства могут возникнуть затруднения, связанные со старыми долгами и другими незавершенными расчетами инвестиционного объекта. В таком бизнес-плане должен быть предусмотрен порядок расчетов с дебиторами и кредиторами.
Если речь идет о новом предприятии, особое внимание должно быть уделено маркетинговым исследованиям.
При инвестировании оборотного капитала составление бизнес-плана менее трудоемко: основное внимание уделяется финансовому планированию.
Если инвестиционный проект рассчитан на зарубежного инвестора, то бизнес-план должен быть составлен на иностранном языке - как правило, на английском. При составлении такого бизнес-плана следует учитывать западные стандарты его написания и расстановки приоритетов.
Содержащаяся в бизнес-плане информация должна быть:
- составлена на основе объективных данных;
- адекватна реальному положению дел;
- своевременна;
- непротиворечива;
- неизбыточна;
- полна и достаточна для принятия решения об инвестировании.
Заключительным разделом в бизнес-плане может быть предполагаемый порядок контроля за выполнением проекта и структура управления.
В общем случае структура бизнес-плана может включать в себя следующие разделы:
- Резюме.
- Описание предприятия и отрасли.
- Описание продукции (услуг).
- Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
- Производственный план.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Направленность и эффективность проекта.
- Риски и гарантии.
- Приложения.

Резюме
Резюме - это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме - это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта. Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов.

Описание предприятия и отрасли
В данном разделе излагаются:
- общие сведения о предприятии;
- финансово-экономические показатели деятельности предприятия;
- структура управления и кадровый состав;
- направления деятельности, продукция, достижения и перспективы;
- отрасль экономики и ее перспективы;
- партнерские связи и социальная активность.

Описание продукции (услуг)
Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных в рамках данного проекта. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.
Примерная структура раздела:
- наименование продукции (услуги), назначение и область применения, краткое описание и основные характеристики;
- конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им;
- патентоспособность и авторские права;
- наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;
- степень готовности к выпуску и реализации продукции;
- наличие сертификата качества на продукцию;
- безопасность и экологичность;
- условия поставки и упаковка;
- гарантии и сервис;
- эксплуатация;
- утилизация после окончания эксплуатации.

Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для предполагаемой продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и др.
Примерная структура раздела:
- описание требований потребителей к продукции (услуге) и возможностей проекта удовлетворить эти требования;
- описание конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия;
- описание рынка сбыта продукции (услуги);
- описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.;
- стратегия привлечения потребителей исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.) Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.

Производственный план
В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Примерная структура раздела:
общие сведения о предприятии:
- описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта;
- используемая технология и уровень квалификации исполнителей;
- потребность в площадях;
- кадровое обеспечение;
- удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих;
объем производства;
расходы на персонал;
расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия. Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги;
смета текущих затрат. Приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, то есть зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства);
расчет переменных издержек. К переменным издержкам относятся:
- затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия;
- затраты на производственный персонал;
- затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях);
расчет постоянных издержек. К постоянным издержкам относятся:
- затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия);
- торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт);
- административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.).

Организационный план
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и обрисовывается основная роль каждого ее члена. Описываются команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

Финансовый план
Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
Примерная структура раздела:
- затраты подготовительного периода;
- затраты текущего (основного) периода;
- расчет поступлений от проекта;
- затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга);
- расчет налоговых платежей;
- другие поступления и выплаты;
- отчет о прибылях и убытках;
- поток реальных денег;
- прогнозный баланс.

Направленность и эффективность объекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

Приложения
Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:
- подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);
- характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);
- подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договоры, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);
- показывающие возможности производства (фотографии предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);
- раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);
- обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы и т.д.);
- подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы);
- подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.).

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) обычно является "уменьшенной копией" бизнес-плана.
ТЭО должно дать ответ, каким образом и почему разрабатываемое направление имеет рыночные перспективы и будет интересно для реализации. Излагаются технические и технологические решения осуществления проекта, описывается продукт и процесс его создания. Оценивается потребность в факторах производства, таких как недвижимое имущество, оборудование, трудовые и финансовые ресурсы и т.д.
Перед составлением ТЭО проводят следующие мероприятия:
- маркетинговое исследование: оценка рынков сбыта, рынков сырья и материалов, рынков производственных ресурсов, инфраструктуры, состояния и динамики деловой среды и т.п.;
- технологический аудит: определяется производственная программа, производится выбор технологического оснащения, разрабатываются способы организации производства и т.п.;
- организационное проектирование: оценка и выбор управляющей системы проекта, организационной структуры, правовой формы;
- финансовое проектирование: определяются объемы финансирования различных вариантов организации деятельности, производится экономический анализ предложения, оценивается эффективность проекта.
По результатам этих мероприятий составляется ТЭО в виде документа. При разработке ТЭО желательно подробно изложить следующие вопросы:
а) происхождение проекта:
- название компании и юридический адрес;
- отрасль и виды деятельности компании;
- направленность проекта (ориентированность на рынок сбыта или на сырьевую базу);
- ориентированность на внутренний рынок или на экспорт;
- политико-экономическая поддержка проекта;
б) рынок сбыта и объем инвестиций:
- данные годового спроса на соответствующий продукт в рамках национального хозяйства или региона;
- тенденции развития на рынке сбыта;
- производственная программа;
- отношение абсолютной мощности проекта к объему общего рынка;
в) рынки материалов и других ресурсов:
- наличие сырья, вспомогательных и прочих материалов, а также комплектующих изделий и ресурсов (в частности, наличие электричества, воды и др.);
- тенденции развития на рынке материалов (наличие, цены);
- конкретная потребность проекта в ресурсах, в том числе необходимость использования импортных поставок, наличие или источники валюты для этих целей;
г) местонахождение - размещение производства: оценка различных возможностей и описание места размещения с точки зрения:
- климатических условий;
- грунта (для строительства);
- загрязнения окружающей среды;
- удаленности от рынков сырья и других рынков закупок;
- наличия трудовых ресурсов в регионе;
- развитости транспорта и инфраструктуры в целом;
д) техническое оснащение:
- выбор технологии производства;
- необходимое оборудование;
- необходимые инженерные работы;
- лицензии, патенты;
е) обоснование правовой формы и организационной структуры предприятия:
- определение сметы общих расходов на подготовительный этап - организационные работы, планирование, регистрацию;
ж) расчет потребности в трудовых ресурсах:
- численность основного и вспомогательного персонала, руководителей и специалистов;
з) план-график реализации проекта:
- длительность предпроизводственного периода (строительство, организация, регистрация);
- длительность периода запуска и освоения производства;
- расчетный период производства;
и) обоснование целесообразности инвестиций:
- экономический анализ проекта;
- график поступления необходимых инвестиций;
- оценка эффективности роста.
Результаты работы (ТЭО и бизнес-план) обычно оформляются в стандартах UNIDO (общепринятый стандарт составления бизнес-планов, который предпочитают банки и инвестиционные компании при рассмотрении заявок на финансирование). Иногда используют стандарты TACIS, EBRR и др.

Инвестиции в российском законодательстве

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, независимо от форм собственности.
2. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Цели Закона - обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.
3. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
Закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты инвестирования, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.
5. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (ред. от 10 января 2003 г.).
Закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории РФ и направлен на эффективное функционирование народного хозяйства РФ и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.
6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Целями Закона являются привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
7. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. N 730 "О государственной комисс
Категория: Инвестиции | Добавил: dearmaster (17.11.2008)
Просмотров: 9887 | Рейтинг: 3.7/3

Меню сайта

Наш опрос

Заключать договора Вы предпочитаете
 

Среда обитания

[Трудовые будни]
[Трудовые будни]
[Трудовые будни]
[Трудовые будни]
[Ремонт от "Диар Мастер"]
[Трудовые будни]
[Трудовые будни]
[Ремонт от "Диар Мастер"]
[Ремонт от "Диар Мастер"]
[Трудовые будни]
[Ремонт от "Диар Мастер"]
[Ремонт от "Диар Мастер"]
[Трудовые будни]
[Трудовые будни]
[Трудовые будни]
Форма входа
Статистика
Компания "Диар Мастер" © 2024